post11news.uz —  Легкая промышленность имеет особое значение в экономике Узбекистана. Это обусловлено, прежде всего, наличием собственной богатой сырьевой базы — хлопка, шелка, — которая позволяет производить конкурентную на внешних рынках готовую продукцию с высокой добавленной стоимостью. Другой фактор скорее социальный, поэтому особо важный. Решается вопрос занятости трудоспособного населения, обеспечения его потребностей в товарах.

Исчезнувшие парадоксы

В начале 90-х годов прошлого века в Узбекистане, и в те времена являвшемся одним из мировых лидеров по производству хлопка, в продаже практически не было собственных тканей и готовой одежды. Вместо них предлагали импортные товары, причем зачастую сомнительного качества. Предприятия легкой промышленности страны занимались в основном получением волокна из хлопка-сырца. И только десятую часть перерабатывали в пряжу и ткани. Парадоксальная ситуация: хлопкоробы, выращивавшие и собиравшие рекордные урожаи «белого золота», вынуждены покупать обычные рубашки из того же хлопка за гораздо большую цену.

— Первопричины этих абсурдных явлений зародились задолго до нашей независимости, —вспоминает ветеран отрасли Аваз Мухитдинов. — Нам была отведена лишь роль производителя сырца и поставщика хлопкового волокна, а дальнейшую переработку осуществляли другие республики. Количество текстильных предприятий было несоразмерно выращиваемому хлопку, а использовавшееся на них оборудование было морально и физически устаревшим. Вопросами экспорта занимался далекий центр, который определял, что, сколько и в какие страны отправлять, а сама республика напрямую от экспорта получала минимальный доход. По этим причинам о внедрении новых технологий и выпуске конкурентоспособной продукции не могло быть и речи.

В годы независимости Узбекистан приступил к реорганизации промышленности. Началась реализация целенаправленной системной государственной экономической политики, ориентированной на диверсификацию и модернизацию, повышение конкурентоспособности отечественной промышленности, поддержку развития ее ведущих отраслей, в том числе в вопросах наращивания экспортного потенциала за счет углубления переработки местного сырья.

— Всегда знали, что при наличии богатой сырьевой базы выгодней развивать производство готовой продукции, — продолжает Аваз Аббасович. — На выпуск пряжи и тканей приходится около 80 процентов добавленной стоимости конечного товара,  тогда как на производство хлопка-волокна — всего лишь около десяти. А если экспортировать готовую одежду, то доходы вырастут в разы.

Мощным импульсом преобразований в легпроме стали принятые в различные годы руководством страны отраслевые программные документы. Создание благоприятного инвестиционного климата и предоставление отечественным и иностранным инвесторам преференций способствовали расширению объемов капитальных вложений и реализации новых инвестиционных проектов по модернизации и технологическому обновлению производственной базы, приобретению нового оборудования. Об этом свидетельствует статистика.

С 1995 года в отрасль привлекли свыше 2,5 миллиарда долларов иностранных инвестиций. Только за последние годы реализовано более 200 проектов с участием иностранных инвесторов из Великобритании, Германии, Швейцарии, Италии, Южной Кореи, Японии, Сингапура, Индии и других стран-партнеров. Введены в эксплуатацию высокотехнологичные современные текстильные предприятия, включающие полный цикл производства — от переработки волокна до выпуска готовой продукции. И если в 1994 году в отрасли функционировало всего три предприятия с участием иностранного капитала и удельным весом производства продукции в пределах двух процентов, то сегодня их насчитывается более двухсот, а удельный вес их продукции превышает 80 процентов.

Изначально правильно выбранный путь ныне дает высокие результаты. Легкая промышленность стала одним из лидеров по объему экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью. Индустриальные мощности текстильных предприятий по переработке волокна возросли с семи процентов от общего объема производства хлопка в 1991 году до 45 — в 2015-м.

Первые экспортные поставки предприятия отрасли осуществили в 1994 году. Тогда объем внешних поставок текстильной и швейно-трикотажной продукции составлял всего около семи миллионов долларов. По итогам прошлого года этот показатель превысил отметку в один миллиард, а количество предприятий-экспортеров составило более 260 субъектов. Заметные изменения претерпел и ассортимент экспортируемой продукции. В 1994-1996 годах на внешний рынок поставляли только суровые ткани и хлопчатобумажную пряжу, в 2003-м номенклатуру пополнили махровые полотенца и трикотажное полотно, в 2010-м — ковры и ковровые изделия, а также швейно-трикотажная продукция. Сегодня этот перечень стал еще объемнее: бамбуковая, модальная и смесовая пряжи, жаккардовое полотно, модные модели верхней одежды с оригинальными дизайнерскими решениями. По итогам прошлого года доля товаров с высокой добавленной стоимостью в общем объеме экспорта превысила 40 процентов. Ожидается, что к концу этого года за пределы страны отправят текстильную и швейно-трикотажную продукцию более чем на 1,1 миллиарда долларов. Отметим, что легкая промышленность Узбекистана не сбавила набранные в годы независимости обороты даже в условиях мирового кризиса, когда цены на основные виды продукции и сырье резко упали, как и платежеспособность некоторых зарубежных партнеров.

Многовекторная направленность

Увеличению внешних поставок способствовала и работа по расширению прямых контактов с потребителями в разных странах. Если раньше наши текстильщики сидели и ждали, когда к ним придут заказчики, то теперь схема взаимодействия совершенно иная, и, более того, многогранная. Сегодня в различных странах насчитывается около 40 торговых домов, представляющих продукцию текстильных предприятий Узбекистана. Они стали одной из наиболее эффективных систем поиска иностранных партнеров и наращивания объемов товарооборота. Продукцию с маркой «Made in Uzbekistan» импортируют более 50 государств, среди которых страны ЕС, СНГ и Латинской Америки, Южная Корея, Китай, Сингапур, Иран, Израиль, США. Освоены также рынки Пакистана, Грузии, Хорватии, Нигерии.

Особое внимание в развитии легкой промышленности уделяется реализации проектов в области современных технологий. Поэтому важное значение обретает недавняя закладка фундамента Текстильного учебно-исследовательского технопарка на территории Ташкентского института текстильной и легкой промышленности. Этот проект, реализуемый АО «Узбекенгилсаноат» совместно с Министерством торговли, промышленности и энергетики Республика Корея, может стать центром для внедрения технологических ноу-хау, проведения исследований в материаловедении, красильно-отделочном производстве, дизайне тканей и одежды. Ожидается, что технопарк начнет функционировать к 2018 году и, по мнению экспертов, придаст новый импульс развитию перспективных технологических направлений, в том числе с применением альтернативных источников энергии.

Внедрение новых индустриальных технологий, использование высокопроизводительного современного оборудования в сочетании  с эффективным управлением обеспечивает на предприятиях отрасли высокую производительность труда, рост объемов производства и повышение качества производимой продукции. Наблюдается ежегодный рост абсолютных показателей, а к общему ассортименту добавилось более 61 вида новых товаров.

— Узбекистан занимает прочные позиции в сфере производства хлопка, при этом экспортируя только часть сырья, а основной упор делает на внутреннюю переработку, —говорит эксперт Организации Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) Дэвид Ли. — Это позволяет динамично развивать легкую промышленность и создавать дополнительные рабочие места. Сейчас инвестировать в экономику Узбекистана очень выгодно, поскольку здесь создан благоприятный инвестиционный климат и огромные возможности для производства продукции с высокой добавленной стоимостью и ее экспорта.

Важный этап в развитии отечественного легпрома — создание в стране собственного дизайн-центра, специализирующегося на разработке современных моделей одежды с учетом национальных традиций и климатических условий. Специалисты центра постоянно изучают новейшие тенденции мировой моды, проводят маркетинговые исследования внешнего и внутреннего рынка. И это делает сегодня нашу текстильную промышленность одной из наиболее конкурентоспособных в мире.

Источник: 1news.uz

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *